Фрагмент для ознакомления
2
В XXI веке наше общество претерпевает особенно большие измене-ния, оно ускоряется, социокультурные процессы и изменения протекают все более динамично. Несомненно, это влияет на личность, изменение ее ценностных ориентаций, формирование условий социальной незащищен-ности и замену прежних установок новыми.
К системе высшего образования предъявляются новые требования для подготовки будущих специалистов. Задача университетов - подгото-вить сознательного, ответственного человека, способного размышлять, по-нимать и поддерживать других. Необходимы творческий подход, умение применять и адаптировать инновационные технологии, что неизбежно ве-дет к обновлению всей системы психолого-педагогического сопровожде-ния. Личностная зрелость - это именно тот социокультурный фактор, ко-торый ведет к совершенствованию личности, это человек, готовый к диа-логу, взаимовыгодному сотрудничеству на общее благо [12].
Однако основная проблема, которая все еще существует в универси-тетах, заключается в применении несколько схоластической, традиционной системы образования. Такая система мало внимания уделяет поддержке студентов, но в основном направлена на передачу сухих знаний. Сама си-стема общего и профессионального образования предлагает учащимся го-товые цели, жесткое, стандартизированное содержание, устоявшиеся фор-мы работы и контроля. Такая организация педагогического процесса су-щественно устраняет необходимость и возможность выбора и построения у учащихся собственной образовательной программы и обучения, снимает с них личную ответственность за процесс и результат обучения.
Однако сложившаяся ситуация требует радикально иных решений. С нашей точки зрения, более уместна антропоцентрическая идея, которая предполагает, что все люди уникальны, каждому нужен свой собственный подход, мы индивидуальны, мы разные. В этой концепции большое вни-мание уделяется развитию самостоятельности человека, его культуры са-мообразования; процесс самообразования обязательно связан с такими понятиями, как самореализация, самореализация, самовыражение и, нако-нец, самопознание. Ведь студенческий возраст - это не столько образова-тельная категория, сколько даже социальная, и требования к нему возрас-тают. Это часто выражается в увеличении творческих заданий по мере по-ступления в вузы, например, при написании мотивационного письма, в ко-тором студент обосновывает выбор конкретной профессии.
Профессиональные модели поведения формируют личность студента и идентифицируют его с критериями выбранной специализации. Пришло время определить вашу профессиональную идентичность. Превращение студента в субъекта, заинтересованного в самоизменении, определяет его дальнейшее развитие как профессионала, способного структурировать, изменять и развивать свою деятельность. Проблема личностного и профес-сионального самоопределения имеет первостепенное значение для студен-тов, и его характеристики, такие как индивидуальность и стремление к са-моопределению, особенно важны, учитывая жесткая конкуренция на рынке в современной России очень важна [15].
Учитель всегда должен быть нацелен на творческий успех, его нужно отличать от такого качества, как человечность. Отношения учитель-ученик требуют активного взаимодействия, необходимо приложить все усилия, чтобы сформировать позитивный настрой. Важно создать условия для развития личностных качеств зрелости, среди которых: независимость, от-ветственность за принятие решений, самопринятие, рефлексия и терпи-мость. Здесь нет места инфантилизму; это незрелые, инфантильные люди, их суждения не имеют смысловой ценности, наивность приводит к запоз-далым решениям, необходимо учить внимательности и не предаваться иг-ровому веселью. Проявления инфантилизма неизбежно могут привести к дезадаптации.
Устаревшие модели взаимодействия учителя-студента требуют об-новления, внедрения личностно-ориентированного подхода, который яв-ляется важной доминантой в наших перспективных исследованиях. Именно эта направленность позволяет повысить эффективность коммуникации в системе образования, ее основное направление направлено на самореали-зацию учащегося. А. Маслоу также поднял вопрос о самореализации, рас-сматривая ее как высшую потребность. Они писал, что это не та вещь, ко-торую ты можешь иметь или не иметь. Это процесс, которому нет конца, подобно буддийскому пути просветления. Это образ жизни, способ рабо-ты и отношение к миру, а не отдельное достижение.
Изучаемая проблема личностной зрелости студента и его психолого-педагогического сопровождения в условиях университетского образования многомерна, поэтому интерес представляет широта работ в данной науч-ной области. Личностная зрелость присуща многим отечественным и зару-бежным авторам. Сфера применения методических рекомендаций здесь многообразна: содержательная часть, проблема определения понятия «личностная зрелость», его структура, основные показатели и т.д. Акту-альность проблемы исследования обусловлена тотальным влиянием про-цессов незрелости/зрелости на психическое развитие и благополучие инди-вида, на качественные характеристики его деятельности и адаптации. Но если для большинства людей показатели биологической незрело-сти/зрелости очевидны, проявляются в периоды возрастного развития и особенно заметны, когда человек становится старше и вступает во взрос-лую жизнь, то для большинства людей именно личностная зрелость не вы-ступает в качестве независимого критерия оценки [13].
Проблема содержания личностной зрелости анализируется в работе Б.Г. Ананьева «Человек как объект познания», где он указывает на неод-нородность зрелости в ее основных формациях: начало зрелости человека как личности (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), знания (гражданская зрелость). Автор также указывает, что в раннем взрослом возрасте (21-25 лет) человек не может достичь зрелости (ум-ственной зрелости) и работоспособности (трудоспособности). Согласно классификации Бромли, начинает вживаться в роль взрослого, осваивать профессиональные роли и заводить семью. Это время, когда происходят все виды социальной активности, положительное влияние которых связано с достижением той же личностной зрелости. Личностная зрелость во мно-гом совпадает со зрелостью характера, что подразумевает его цельность (богатство отношений), силу (зрелость, волевое преодоление жизненных трудностей), целостность (единство многих отношений, иерархичность мо-тивов, наличие главного в жизни) и оригинальность (самобытность, под-линность).
Ссылаясь на исследования И.С. Кона, можно отметить, что это также указывает на гетерохронность, но в зависимости от типа деятельности. «Видимость себя повсюду зависит от характера реальной жизни, степени независимости, сложности и ответственности его работы, включая обуче-ние». В то же время он подчеркивает прямую связь между зрелостью, вы-бором профессии и процессом формирования мировоззрения. Абульхано-ва-Славская отмечает, что проявлением зрелости личности является «спо-собность устанавливать «порог», при котором она считает свои матери-альные потребности удовлетворенными и рассматривает их только как од-но из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели». Эта способность человека «переключать» свои жизненные нити с матери-альных ценностей на другие, по сути, является показателем того, что он начал вести личную жизнь». А.А. Бодалев в книге «Личность и об-щество» указывает на мировоззренческую зрелость человека, которую он видит в способности объективно улавливать существенное в окружающих его людях. Также можно упомянуть его цитату: «Когда взрослый человек в различных ситуациях ведет себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали и основные жизненные ценности стали его собственными ценностями, тогда можно с уверенностью говорить о его личной зрелости [18].
Что касается основных определений понятия зрелости, то подлинный научный интерес представляет статья Г.С. Сухобской. В нем автор пытает-ся соотнести понятия взросления и зрелости, являются ли они синонимами или имеют разные значения. Она указывает, что для андрогога в понима-нии зрелости важны такие явления, как индивидуальные и личностные проявления человека, а не его отношение к гражданину, носителю соци-ального менталитета, обладателям прав и обязанностей, важна жизненная позиция взрослого. И особенно важным становится такое качество, как способность к рефлексии, которое характерно для подросткового возрас-та, именно там оно начинает активно проявляться. Для них естественно, что человек без достаточной психологической зрелости не может обра-титься к рефлексии. Но интересным фактом здесь является то, что зрелость духовного развития часто сочетается с завуалированной или разоблачен-ной незрелостью социального поведения (и часто по отношению к самому себе).
Упомянутая статья посвящена такой науке, как акмеология, где зре-лость связана с такой стадией развития человека, когда он достигает высот своего творческого потенциала (А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н. Н. Кузь-мин и др.). По их мнению, в понимании андрогога зрелость - это свобода воли, свобода выбора. Право на запрос информации и собственные оценки на первом плане, но сам феномен «андрогин-взрослый» требует более глубокого понимания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Изд. Мысль. 1991. 299 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев, — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с.
3. Баранова Т.А. Факторы успешной самореализации личности студента в процессе обучения в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. Изд. Политехнического ун-та СПБ. 2015. 4(18). С. 67-74
4. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 – 8.
5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Электронный ресурс] URL: http://umo.edu.ua/images/content/aspirantura/zabezp_discipl/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 29.04.2024)
6. Боликова Л.Ю., Шурыгина Ю.А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011; № 24: 573 – 575.
7. Васильева О. С., Мачуха А. М. Проблема изучения личностной зрелости в психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2019. № 17/2. С. 26-36.
8. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки 2016; № 4 (36): 11 – 18.
9. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности [Электронный ресурс] URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5918/1/Psychological%20maturity%20of%20personality.pdf (дата обращения: 29.04.2024)
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
11. Каменева Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: Дис. … канд. псих. наук, Оренбург, 2004. — 184 с.
12. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы. Диссертация … кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
13. Клочкова Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: Дис. … на соиск.уч.степ. канд. псих. Наук, Пятигорск, 2016 г.
14. Клочкова Л. В. Структура и функции личностной зрелости /Л. В. Клочкова // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь, 2011. — Т. 2. — С. 73–75
15. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон, — Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.
16. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. [Электронный ресурс] URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 29.04.2024)
17. Кузнецова Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностной зрелости студентов в условиях вуза. [Электронный ресурс] URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-lichnostnoj-zrelosti-studentov-v-usloviyakh-vuza.html (дата обращения: 29.04.2024)
18. Лапшова А. В., Ваганова О. И., Малеева М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnoy-podgotovki-studentov-vuza (дата обращения: 29.04.2024)
19. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38
20. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Электронный ресурс] URL:https://www.studmed.ru/view/mitina-lm-psihologiya-razvitiya-konkurentosposobnoy-lichnosti_c67bb08340b.html (дата обращения: 29.04.2024)
21. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Диссертация … кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
22. Общая и профессиональная педагогика. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва, 2006.
23. Олпорт Г. Становление личности : Избранные труды. М.: Смысл. 2002. 462 с.
24. Пчелина О.В. Поступок как воплощение личностной зрелости. // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2021. №3. С. 70-76
25. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316 – 318.
26. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 70 – 71.
27. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 – 97.
28. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. Москва: Просвещение, 1985.
29. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики». // Новые знания. 2002 № 4. С. 17-20.
30. Тюкаев А.С. Возможности психологической помощи студентам в профессиональном становлении в начальный период обучения в вузе. Colloquium-journal. 2019; № 24-5 (48): 38 – 39.
31. Шилова И. М. Психологическое сопровождение студента в процессе профессионального обучения и воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах.
[Электронный ресурс] 2016. №1 (64). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-studenta-v-protsesse-professionalnogo-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 29.04.2024)
32. Щербакова Е. В., Щербакова Т.Н. Способы практической эффективности независимой работы студентов педагогического вуза // Современное педагогическое образование. 2021. №1. С. 78-83 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-effektivnosti-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pedagogicheskogo-vuza/viewer (дата обращения: 29.04.2024)
33. Эмильбекова А.Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018; № 1 (790): 153 – 163.